Станичка логопеда Краснопеевой Ирины Сергеевны

* КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.* ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

image?id=871678935027&t=3&plc=WEB&tkn=*3R23wYx1MczdD9L1uygVI6jhAiYМоторное развитие есть овладение новыми движениями. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

I фаза — овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации

II фаза — коррекция, утончения и дифференцирование, тонкая координация движения

III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушение координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу больше трудности.У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук.

Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко он держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке , как пластично двигаются ладони при умывании.Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук, существует специальный прибор динамометр. Он работает по аналогии с эспандером ручным: чем сильнее сжимаешь ручку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приемы исследования — игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко»: удерживание в руке бутылочки с водой и другие.Обнаружив отставание у ребенка, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект — блокировку, т.е. действие не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребенку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и.т.д.)

Дополнительные занятия дома для родителей

Материал: набор игрушек киндер-сюрприз на устойчивой основе, колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики- массажеры, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши.

Игры с предметами:

«Киндер-спортсмен» — манипуляции с мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой формы): удерживать на раскрытой ладони, поднимая ее вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях, удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом). Усложнение — поднимать и опускать руку выше-ниже, перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.

«Жонглеры»: 1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке.2) из руки в руку, 3) друг другу, 4) перекладывание по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

«Пиратские игры» — манипуляции с не подточенными цветными карандашами: 1) зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы), усложнение — совершать колебательные движения карандашом; 2) удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец (все пальцы); зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком (все пальцы); одна рука ладонью вниз лежит на столе, пальца раздвинуты широко, карандаш во второй руке, поставлен на тыльную сторону ладони. Карандаш «прыгает» (как пираты тыкали ножом) между пальцами и возвращается назад. Движения идут от большого пальца к мизинцу. Разновидность — после каждого «прыжка» карандаш возвращается на тыльную сторону ладони (на исходное место). Вначале движения делаются медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. У каждого ребенка скорость выполнения своя. То же с другой руки.

Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекает развивающиеся пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушить пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5.Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться раздеваться. Для этого чась обуви и одежды должны быть доступны ребенку, что бы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать)8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).10. Помогать родителям, отвинчивать различны пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и.т.п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Включать и выключать свет.

18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

19. Перелистывать страницы книги.

20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

21. Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки.

22. Закручивать гайки и болты разного размера

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе педагога или родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

 Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:— любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.— число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;— повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;— интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки — как физическую, так и психическую;— продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;— перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):— упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);— специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из четных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела:— перемотка ниток;— завязывание и развязывание узелков;— уход за срезанными и живыми цветами;— чистка металла;— водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья. Объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание;— собирание разрезных картинок, ягод;— разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:— игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;— постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.— следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток и свободного времени детей.

 Игры-тесты позволяют проводить диагностику уровня развития моторики у детей.

«Пальчик с носиком здороваются». После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

«Уложи монеты в коробку». На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки — 15 секунд, для другой — 20 секунд.

«Нарисуй пальцами кружочки». В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия — «поздороваемся»; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" — это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот и т.п.

27 июня 2018 в 19:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.